В создании сайта участвуют люди различных специальностей: дизайнеры, программист, менеджеры. В крупных компаниях каждый человек занимается только своей работой, в небольших студиях эти специальности могут принадлежать одному человеку. Но в любом случае любой интернет проект включает в себя несколько этапов:

1. Проектирование.
За проектирование отвечает менеджер проекта. На данном шаге собирается подробная информация, ставятся цели проекта и планируется бюджет. От того, насколько грамотно будет выполнена данная работа, зависит успех всего дела. Результатом данного этапа является техническое задание. Это - текстовый документ, в котором подробно описывается проект.

2. Разработка дизайна.
Идеи, заложенные в техническом задании, дизайнер воплощает в виде эскизов страниц. Заказчику предоставляется несколько вариантов дизайна будущего сайта (как правило, не более трех). Результатом данного шага является дизайн-макет сайта: графический файл, выполненный в одной из графических программ. Дизайн макет должен содержать подробное описание используемых цветов, шрифтов и т.п. Если начальная и внутренние страницы сайта отличаются, это тоже должно быть отображено в дизайн-макете.

3. Макетирование страниц.
На основе дизайн-макета создается макет шаблонных страниц, воплощенных уже в языке HTML, они содержат графическую информацию, присоединенные таблицы стилей.

4. Программирование сервисов.
Помимо статичной текстовой и графической информации сайт может содержать различные интерактивные сервисы: формы для регистрации клиентов, гостевые книги. Для их создания в работу вступает программист.

5. Публикация сайта, наполнение его информацией.
На данном шаге созданный каркас переносится на удаленный сервер и сайт начинает заполняться текстовой информацией. Профессиональные сайты для этого снабжаются системами управления содержимым. Они позволяют добавлять информацию человеку ничего не смыслящему в программировании, языке HTML, а знакомому только с основами работы на компьютере. По окончании пятого этапа необходимо проанализировать проделанную работу. Решены ли поставленные задачи.

6. Сопровождение и раскрутка проекта.
Любой сайт необходимо «раскручивать», то есть делать действия по повышению его популярности. Это не разовая, а планомерная работа по отслеживанию посещаемости, сбору отзывов посетителей, внесению изменений в содержимое, добавление новой информации.

В этой главе мы подробно остановимся на первом этапе, на создании проекта.
Как вы думаете, для чего создают сайты? Причин может быть несколько:

Первая причина - получение прибыли. Некоторые компании рассматривают интернет, как среду где можно зарабатывать деньги. Это может быть прибыль от продажи товаров, примером такого сайта может служить один из крупнейших российских интернет-магазин www.ozon.ru. Также прибыль может быть от продажи рекламного места. Так на популярном бесплатном почтовом сервере www.mail.ru размещено большое количество рекламных банеров, которые смотрят многочисленные посетители данного сервиса.

Существуют так называемые «имиджевые сайты». Многие компании относятся к интернет-проекту, как элементу рекламы себя, своих товаров и услуг. Эти компании собираются получать прибыль опосредованно. Они рассчитывают, что люди зайдут на сайт, получат необходимую информацию, а после уже обратятся напрямую в офис и сделают заказ. Для таких сайтов важно «произвести впечатление» на посетителя.

Очень много в сети некоммерческих сайтов. Некоторые интернет-проекты вообще не предназначены для получения прибыли, это могут быть сайт поклонников любимой футбольной команды или сайт студента изучающего программирование и рассказывающего об этом на своем личном сайте. В любом случае этот сайт должен приносить моральное удовлетворение своему создателю, иначе, зачем он будет им заниматься?

Важно понимать, что деление достаточно условное, часто проект бывший некоммерческим, становится основным делом для своего создателя и перерастает в дело, приносящее прибыль. И наоборот, часто можно увидеть интернет-магазин, в котором никто не совершает покупок. Каждый тип сайта может быть выполнен профессионально или производить удручающее впечатление. Для оценки эффективности сайта может быть только один критерий решает ли он поставленные задачи.

Заказчик сайта часто не представляет, для чего он ему нужен. Заказчик читает в журналах, видит по телевизору, что у всех уже сайты есть (в действительности, это конечно не так) и решает: «Пора и мне!» При этом он часто мыслит шаблонами, которые ему навязываются средствами массовой информации. Заказчик считает, что его сайт посетит миллион человек, что большинство посетителей захотят совершить покупку, для того, чтобы сайт выглядел «современно» на нем нужно разместить много анимации, а еще ему рассказали, что создать сайт очень просто и это можно поручить системному администратору, настраивающему компьютерную сеть и т.п.

Задача менеджера помочь заказчику четко сформулировать цели проекта. Для этого помогут вопросы приведенные ниже. Желательно, чтобы ответы выполнялись письменно, это организует и заказчика и исполнителя.

Вопросы для создания проекта и написания технического задания:

  1. О чем будет проект? (краткий рассказ об организации, компании)
  2. В чем цель проекта?
  3. Для кого предназначен проект?
  4. Какие сайты посвящены данной тематике (ссылки обязательны)? В чем их плюсы-минусы?
  5. Какие материалы планируются размещать на сайте? Из каких разделов, сервисов он будет состоять?

Данный набор вопросов может быть дополнен: Есть ли у компании фирменный стиль и должен ли он быть отражен на сайте? Как часто собираются обновлять информацию? Какой бюджет готова выделять компания на поддержку и продвижение проекта? и т.д.

Чтобы прочувствовать работу менеджера проекта выдумаем заказчика и начнем отвечать на поставленные вопросы.

1. Описание проекта.
Предположим, что заказчик - санаторий QQQ, расположенный в 30 километрах от вашего города. Люди приезжают в него, чтобы отдохнуть на выходных. Другие посетители приезжают на несколько недель, для прохождения лечения. Нашему выдуманному санаторию необходимо сделать сайт. Мы уже начали проект, ведь мы начали отвечать на первый вопрос. Чем подробней мы узнаем о санатории, в чем его особенности, какие дополнительные услуги он предоставляет, тем лучше мы сможем представить его посетителя.

2. Постановка цели.
Интерактивное посещение санатория, бронирование мест через сеть интернет с оплатой через пластиковые карты - это пока задачи не для нашего санатория. Мы хотим, чтобы люди узнали, что наш санаторий не только место лечения, это - отличное место для того, чтобы отдохнуть всей семьей на ближайших выходных. Итак, прежде всего наша цель имиджевая. Мы можем судить о том насколько эффективен сайт по тому сколько посетителей появится с фразой «Здравствуйте, я прочитал на вашем сайте...», а также от того увеличится ли число семей, отдыхающих по выходным. Цели поставлены, сформулированы критерии достижения цели.

3. Описание посетителя сайта.
Это не ошибка, мы должны как можно лучше представлять именно посетителя сайта, а не для кого создан санаторий. Так главными посетителями могут быть люди пенсионного возраста, а на сайт приходят их более молодые и более энергичные дети. Согласитесь, что посетители сайта пятизвездочного отеля и дома отдыха на берегу реки разные люди. Что мы можем рассказать о планируемых посетителях? Какой у них возраст? Каков их доход? Каковы их интересы? Отвечая на эти вопросы, мы сможем точнее выбрать стиль подачи информации.

4. Описание конкурентов.
Нашими конкурентами не являются отели на берегу Черного моря. Также не конкурент сайт элитной гостиницы, расположенной в десяти километрах. У них другие посетители и другие цели. Конкурентами могут быть сайт санатория близкого нам по предоставляемым услугам по социальному положению посетителей, а также сайт компании, занимающегося досугом семейным отдыхом, например аквапарка. Обратите внимание, конкурируют не сами санатории или аквапарки, а сайты. Ведь именно после посещения сайта наш потенциальный посетитель будет делать свой первоначальный выбор. Сайт первого конкурента может иметь удобную навигацию и удобный сервис - книгу отзывов посетителей. Сайт второго конкурента красив, он «производит впечатление». Оба сайта достаточно редко обновляют информацию. Эти плюсы и минусы имеет смысл учитывать при создании технического задания, а после при создании дизайн-макета.

5. Описание разделов сайта.
Вы можете воспользоваться шаблонным набором: о компании, услуги, цены, контакты. Не удивляйтесь, что и посещаемость вашего сайта будет шаблонно низкой. О чем вы сможете рассказать, не переписывая информацию с сайтов конкурентов? Предположим, санаторий находится в живописном месте - имеет смысл сделать фотогалерею. В санатории вкусно готовят - давайте расскажем о кухне, покажем фотографии фирменных блюд. По выходным дням в санатории проходят праздники, приглашаются клоуны, специалисты по организации досуга, давайте кратко и вместе с тем интересно расскажем об этом. Обязательно разместим на сайте схему проезда с указанием расписания движения транспорта, точный адрес, круглосуточный телефон администратора санатория. Вы обратили внимание, что все разделы работают на заявленную цель увеличение доли отдыхающих «всей семьей»?

Создавая разделы, не забывайте, что посетитель вряд ли захочет просто прочитать названия пятнадцати разделов. Желательно, чтобы основных элементов меню было не больше шести. Если информации много, то ее нужно структурировать, разбивать на группы. Также не имеет смысла создавать отдельную страницу для «контактов» если на этой странице нужно разместить одну строчку текста. Здравый смысл при создании сайта важен, как и везде.

Мы исследовали, фантазировали, и незаметно в голове созрела идея нашего будущего сайта. Изложив наши идеи более строго, мы получим техническое задание. Вы можете ознакомиться с примером технического задания.

Практическое задание:

  1. Приведите примеры сайтов разного типа.
  2. Исследуйте сколько стоит размещение рекламы на различных сайтах. От чего зависит стоимость?
  3. Выберите свой индивидуальный проект, который вы будете делать в течение достаточно длительного времени. Это должен быть сайт реальной организации, в которой работает ваш родственник или знакомый. Мы, будем считать, что сайт компании X нужен! Профессиональные студии не делят заказчиков на интересных и скучных. Любой заказ - это вызов для вас, проверка вашего профессионализма. Создайте проект для компании X, оформите его в виде технического задания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Из каких этапов строится работа при создании интернет-сайта?
  2. Какие цели ставят перед интернет-сайтом?
  3. Что такое «техническое задание»?
  4. Что такое «целевая аудитория» и для чего ее нужно исследовать?
  5. Как оценить эффективность интернет-сайта?